Шпоночные соединения PDF

Шпоночные соединения находят применение главным образом в креплениях валов со шкивами, шестернями, храповыми колёсами, чер­вяками и т. п.

Шпонки располагают вдоль оси вала. На фиг. 333 показаны конст­рукции шпенок: сегментная шпонка 1, призматическая с плоскими тор­цами 2, клиновая шпонка с головкой 3 и призматическая со скруглён­ными торцами 4. Призматические шпонки изготовляются по OCT/HKM 4084 и 4085, клиновые—по OCT/HKM 4080 и 4081, сегментные — по OCT/HKM 4092. Материал шпонок—сталь марки 45 и Ст.6. Примеры условных обозначений шпонок приведены в табл. 15.

В напряжённых шпоночных соединениях применяют клиновые шпонки. Клиновые шпонки забивают между валом и деталью, благодаря чему получается натяг.

Клиновые шпонки делятся на: врезные, на лыске, фрикционные и тангенциальные. Они выполняются с головкой и без головки, со скру­глёнными или плоскими торцами. Общий вид соединения деталей кли­новой шпонкой на лыске дан на фиг. 334.

При сборке узла врезная закладная клиновая шпонка вставляется в паз вала, после чего насаживается соединяемая деталь. При сборке узла с забивной шпонкой насаживается на шейку вала соединяемая деталь, а потом забивается шпонка. Для предотвращения осевого смещения при соединении призматической шпонкой деталь дополнительно крепят винтом (фиг. 335 и 336,a).

На фиг. 336, а и б показано шпоночное соединение сегментной шпонкой. В практике встречаются случаи, когда на валу располагаются не одна, а две и даже три шпонки.

Шлицевые соединения. Помимо приведённых шпоночных соединений широкое распространение получили в машиностроении шлицевые соединения, особеннов авто- итракторостроении. Пример такого соединения дан на фиг. 337,a.

При вычерчивании шлицевого соединения приходится производить построение на валике очертания шлицевых канавок.

Рассмотрим это на примере:

Дан конец вала (фиг. 337,a). Требуется вычертить шлицевую канавку размерами dXDXb = 46X54X9 ГОСТ 1139-41 (см. табл. 16).

Пусть радиус фрезы R = 35 мм, длина шлицевой канавки 1 = 34 мм, расстояние между центрами валика и фрезы с = 58 мм и ход фрезы l1 = 18 мм (фиг. 337,б).

Вычерчивание канавки в пределах хода фрезы, равной 18 мм, не встречает затруднения. Более сложно построение кривой выхода фрезы из шлицевой канавки валика.

Пусть зуб фрезы, имеющий профиль a'1 a'1 b'1 b'1 займёт положение, соответствующее виду слева a''1 b"1 , являющееся началом выхода фрезы. Тогда кромки зуба фрезы образуют на поверхности валика точки, обозначенные на проекциях 1; 1'; 1''. Когда зуб станет в положе­ние a'2 a'2 b'2 b'2—a''2 b"'2 на поверхности валика будут образованы точки 2'; 2; 2". На выходе зуба фрезы, соответствующем положению a''3 b"3, находим точки 3"; 3'; 3. Соединив эти точки по лекалу, полу­чим полное очертание шлицевой канавки. Построение очертания остальных шлицевых канавок ясно из чертежа.