Зубчатые колеса - Техническое черчение https://nacherchy.ru/mashinostroitelnoe_cherchenie_6.html Thu, 21 Sep 2023 11:47:55 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management en-gb Условное изображение пружин https://nacherchy.ru/uslovnoe_izobrazhenie_pruzhin.html https://nacherchy.ru/uslovnoe_izobrazhenie_pruzhin.html Ввиду сложности вычерчивания спиральной винтовой линии, в прак­тике машиностроительного черчения принято вычерчивать пружины упрощённо условным изображением. ГОСТ 3461-46 устанавливает следующие правила упрощённого вы­черчивания пружин.

1.  Контур  витков  винтовых пружин  следует  вычерчивать  упрощ?нно  прямыми линиями (фиг. 408—416, 429 и 435).
2.  Если винтовые пружины вычерчиваются отдельно, то предпочтительно изображать продольный разрез (через ось) всей пружины (фиг. 408, 410—412, 414—416) или е? части (фиг. 409 и 413).
3.  Во всех случаях изображения винтовых пружин в разрезе допускается ограничиваться вычерчиванием лишь сечений витков (фиг. 430).
4.  При  числе  витков  у  винтовых  пружин,  большем  четыр?х,  предпочтительно изображать с обоих концов пружины 1—2  витка,  среднюю  же  часть  пружины очерчивать штрих-пунктирными линиями (фиг. 408, 409, 410, 413, 428 и 429) по типу линий наложенных проекций. Допускается изображение по типу фиг. 412.
5.  Если диаметр или толщина сечения витка на чертеже равна или меньше 2 мм, то сечение каждого витка при изображении пружины в разрезе следует заливать сплошь (фиг. 411—414, 429 и 430). Если указанные измерения сечения витка на чертеже не меньше 1  мм,  то предпочтительно применять схематическое изображение (фиг. 427 и 434).
6.  В  отличие  от  винтовых  пружин  с  правым  ходом,  пружины  с  левым  ходом необходимо отмечать надписью Левая (фиг. 416).
7.  При  условном  изображении  пружин,  свитых  из  нескольких  проволок  (жил), необходимо отмечать такие пружины надписью Тр?хмильная, Четыр?хжильная й т. п.
8.  При условном изображении спиральных пружин следует ограничиваться изображением начального и конечного витков, отмечая их продолжение штрих-пунктирной линией (фиг. 418, 419, 432 и 433).
9.  Листовую пружину в случаях, подобных представленному на фиг. 420, следует
изображать одной линией такой же толщины, как линии видимого контура на данном
чертеже, или несколько утолщ?нной.
10.  Листовые пружины типа рессор допускается изображать несколькими линиями такой же толщины, как линии видимого контура на данном чертеже, с просветами между ними шириной не более 2 мм (фиг. 421, 422), или же можно давать общую форму рессоры (фиг. 423, 424). Схематическое изображение рессор см. на фиг. 425, 426.

П p и м e ч а н и е. Для изготовления рессоры необходимы рабочие чертежи всех перьев рессоры, е?
деталей и способа крепления.

Пружины винтовые

11.  Дисковые  пружины  в  собранном  виде  условно  изображаются  по  типу, указанному на фиг. 436.

П p и м e ч а н и е. Пружины ответственного назначения, требующие силовой кали­бровки, вычерчиваются с нанесением на чертёж силовой диаграммы. Примеры вычерчи­вания таких пружин показаны на фиг. 437 и 438.

 


1. Контур витков винтовых пружин следует вычерчивать упрощённо прямыми линиями (фиг. 408—416, 429 и 435).

2. Если винтовые пружины вычерчиваются отдельно, то предпочти­тельно изображать продольный разрез (через ось) всей пружины (фиг. 408, 410—412, 414—416) или её части (фиг. 409 и 413).

3. Во всех случаях изображения винтовых пружин в разрезе допу­скается ограничиваться вычерчиванием лишь сечений витков (фиг. 430).

4. При числе витков у винтовых пружин, большем четырёх, предпоч­тительно изображать с обоих концов пружины 1—2 витка, среднюю же часть пружины очерчивать штрих-пунктирными линиями (фиг. 408, 409, 410, 413, 428 и 429) по типу линий наложенных проекций. Допускается изображение по типу фиг. 412.

5. Если диаметр или толщина сечения витка на чертеже равна или меньше 2 мм, то сечение каждого витка при изображении пружины в разрезе следует заливать сплошь (фиг. 411—414, 429 и 430).

Если указанные измерения сечения витка на чертеже не меньше 1 мм, то предпочтительно применять схематическое изображение (фиг. 427 и 434).

6. В отличие от винтовых пружин с правым ходом, пружины с левым ходом необходимо отмечать надписью Левая (фиг. 416).

7. При условном изображении пружин, свитых из нескольких про­волок (жил), необходимо отмечать такие пружины надписью Трёхмиль­ная, Четырёхжильная й т. п.

8. При условном изображении спиральных пружин следует ограни­чиваться изображением начального и конечного витков, отмечая их продолжение штрих-пунктирной линией (фиг. 418, 419, 432 и 433).

9. Листовую пружину в случаях, подобных представленному на фиг. 420, следует изображать одной линией такой же толщины, как линии видимого контура на данном чертеже, или несколько утолщённой.

10. Листовые пружины типа рессор допускается изображать несколь­кими линиями такой же толщины, как линии видимого контура на данном чертеже, с просветами между ними шириной не более 2 мм (фиг. 421, 422), или же можно давать общую форму рессоры (фиг. 423, 424). Схе­матическое изображение рессор см. на фиг. 425, 426.

]]>
[email protected] (Administrator) Зубчатые колеса Thu, 24 Jun 2010 19:35:11 +0000
Условные изображения зубчатых зацеплений https://nacherchy.ru/uslovnie_izobrazheniya_zubchatich_zatsepleniy.html https://nacherchy.ru/uslovnie_izobrazheniya_zubchatich_zatsepleniy.html В машиностроительных чертежах при выполнении условных изобра­жений зубчатых зацеплений пользуются указаниями ГОСТ 3460-46, ко­торый предусматривает следующее:

а)  окружность выступов обводят сплошной линией одинаковой тол­щины с линиями видимого контура;

б)  окружность впадин обводят штриховой линией по типу линий невидимого контура;

в)  начальные окружности, образующие начальных цилиндров, обра­зующие и основания начальных конусов обводят штрих-пунктирной линией по типу линий осевых и центровых.

Зацепление внешнее

 

П p и м e ч а н и е. Допускается выполнение полусхематических изображений без проведения окружностей, соответствующих отверстию для вала, если эти окружности чем-либо усложняют или затемняют чертёж

Пояснения к фиг. 366—370: фиг. 366—общее изображение пары, без уточнения типа; фиг. 367—изображение пары с прямыми зубцами;

фиг. 368—то же, но с косыми зубцами; фиг. 369—то же, но с шев­ронными зубцами; фиг. 370—изображение пары в разрезе, без уточне­ния типа.

П p и м e ч а н и е. Схематическое изображение внутреннего зацепления во всех случаях должно включать изображение согласно фиг. 374.

 

П p и м e ч а н и е. Тип зубцов на шестерне и рейке в схематическом изображении может быть показан, как на фиг. 367. 369


Зубчатые зацепления между валами, оси которых пересекаются,— передачи конически.

Пересечение осей под прямым углом

Пояснения к фиг. 381—387: фиг. 381—пример полусхематического изображения при прямых зубцах; фиг. 382 - общее изображение пары, без уточнения типа; фиг. 383—изображение пары с прямыми зубцами; фиг.384—то же, но с косыми зубцами; фиг. 385—то же но с криволи­нейными зубцами; фиг. 386—то же, но с шевронными зубцами; фиг. 387— изображение пары в разрезе, без уточнения типа.

П p и м e ч а н и е. В случае необходимости показать зацепление может быть сделан вырыв, захватывающий одновременно колесо и червяк, причём границы вырыва опре­деляются местом выхода зубцов колеса из зацепления с витками нарезки червяка. Фиг. 398 не следует понимать в том смысле, что вырыв на колесе должен сопровождаться вырывом на червяке и обратно.

П p и м e ч а н и е. На фиг. 404 изображена винтовая передача с прямым углом между осями; на фиг. 405 изображена винтовая передача с косым углом между осями.

]]>
[email protected] (Administrator) Зубчатые колеса Thu, 24 Jun 2010 19:15:57 +0000
Вычерчивание профиля зубца https://nacherchy.ru/vicherchivanie_profilya_zubtsa.html https://nacherchy.ru/vicherchivanie_profilya_zubtsa.html Эвольвентный профиль зубца. Построение эвольвенты в общем виде было рассмотрено в главе „Геометрическое черчение". Рассмотрим прак­тическое применение этой кривой при вычерчивании профиля зубцов зубчатых колёс. Пусть даны два цилиндрических зубчатых колеса с модулем m=18 и числом зубцов: первого z1 = 18, второго z2 = 12.

Для вычерчивания профиля зубцов пользуемся ранее приведёнными формулами. Находим размеры элементов зубцов.

Первое колесо:

d1 = m • z1 = 18 • 18 = 324 мм; De1 = m (z1 + 2) = 18(18 + 2) = 360 мм;

Di1= De1 — 2 • 2,2 m = 360 — 2 • 2,2 • 18 = 280,8 мм; t= ? • m = 3,14 • 18 = 56,52 мм.

Второе колесо:

d2 = m • z2 = 18 • 12 = 216 мм; De2 = m (z2 + 2) = 18 (12 + 2) = 252 мм;

Di2 = De2 — 2 • 2,2 m = 252 — 2 • 2,2 • 18 = 172,8 мм.

Проводим из центров O1 и 02 (фиг. 358) начальные окружности, окружности выступов и окружности впадин, обращая при этом внимание на то, чтобы начальные окружности обоих колёс имели одну общую точку касания К, лежащую на линии центров O1—O2. Далее через точку К проводим под углом 20° к общей касательной начальных окружностей прямую MQ и, опустив из центров О1 и 02 на эту прямую перпендикуляры, получим точки А и В. Из центра О1 радиусом О1А описываем основную окружность (на чертеже показана только часть её). Делим прямую KA на равное число частей, например на три, и отметим точки деления буквами d, с и вправо от точки А —b, e,  f.

Затем откладываем от точки А влево и вправо эти отрезки по дуге основной окружности PAT; точки деления обозначаем буквами d', с', b', е'у f ' и соединяем их радиусами с центром О1.

Проводим через точки d', c', b', e', f' перпендикулярно к радиусам лучи. Далее на этих лучах откладываем отрезки: на луче d'—отрезок AC, получим точку 1; на луче с'—отрезок Ad, получим точку 2 и т. д. Соединив по лекалу найденные таким образом точки 1, 2, 3, 4, 5, получим эвольвенту, по которой должен быть вычерчен профиль зубца большего колеса.

Аналогичным построением получим профиль зубца и для второго колеса.

Чтобы вычертить полный профиль зубца, откладываем по дугам начальных окружностей от точки К вправо и влево размер толщины зубца s = KK'. Делим s пополам и через середины зубцов, отмеченные точками N и H, проводим прямые O1N и 02H, а затем из центра 01 описываем ряд дуг: 1-1'; 2—2'; 3—3' и т. д. Эти дуги делятся прямой 01N пополам. Проводя таким образом дуги из центра 02, легко построим полный профиль зубца и для второго колеса. Следует заметить, что по эвольвенте вычерчивается часть зубца—кривая PK5, которая начинается от точки Я, лежащей на основной окружности. Нижняя часть зубца вычерчивается по прямой, имеющей направление от точки P к центру O1. Место примыкания ножки зубца к окружности впадин скругляется радиу­сом R = 0,2 m. В нашем примере R = 3,6 мм.

Циклоидальный профиль зубца. Образование профиля зубца колеса производится по кривым—эпициклоиде и гипоциклоиде.

Пусть дано: модуль m = 16, число зубцов первого колеса z1 = 12, второго — z2 = 8. Для построения зубцов цилиндрических колёс опреде­лим сначала их конструктивные элементы.

Диаметры начальных окружностей

d1 = m • z1 = 192 мм; d2 = m• z2 = 128 мм.

Диаметры окружностей выступов

De1 = m (z1+ 2) = 224 мм; De2 = m (z2 + 2) == 160 мм. Диаметры окружностей впадин

Di1=De1- 2*2,2 m = 153,6 мм; Di2=De2—2.2,2 m = 89,6 мм.

Шаг зацепления

t = ?* m = 50,24 мм.

Толщина зубца

s = 0,487 *t = 24,47 мм,
Строим из центров  OI  и  ОII(фиг.  359)  начальные  окружности,  окружности выступов и впадин. Из точек  01  й  02  описываем  вспомогательные  окружности, диаметры которых соответственно равны 0,4 d1 и 0,4 d2 т. е.

77 мм и 51 мм. Как видно из чертежа, обе вспомогательные окружности имеют общую точку касания К. По начальной окружности большого колеса откладываем от точки К влево равные по величине произвольного размера дуги KA, AB, ВС и СЕ и из центра 0I радиусом 0I —О1 опи­сываем дугу ОI Р. Точки пересечения лучей 0IA, ОIВ, 0IС и т.д. с дугой О1Р отмечаем соответственно 0'1 0'2, 0'3, 0'4.

Принимая эти точки за центры, проводим радиусом О1К ряд дуг: из O1'—дугу, проходящую через точку Л, из 0'2 - дугу, проходящую через точку В, и т. д. и на этих дугах откладываем длины соответст­вующих дуг. На первой дуге, проходящей через точку A, откладываем длину дуги AK, на второй—дугу BK, на третьей—дугу CK и т. д. Сое­динив по лекалу полученные точки—1, 2, 3 и 4, получим гипоциклоиду для ножки зубца большого колеса.

Аналогично этому строим гипоциклоиду для ножки зубца малой шестерни.

Чтобы построить эпициклоиду головки зубца, откладываем от точки К вправо по начальной окружности этого колеса несколько равных по величине произвольного размера дуг KF, FL, LH и проводим из центра OI радиусом 0I—02 дугу 02Q. Пересечения лучей 0I, F, 01 L u OIH дадут на проведённой дуге точки a1, а2 и а3. Принимая эти точки за центры, проводим радиусом O2K из точки а1 дугу, проходящую через точку F.

из а2—дугу через L и т.д. Отложив затем на первой дуге длину дуги FK, получим точку 5, на второй дуге—длину дуги LK, получим точку 6 и т. д. Соединив точки К, 5, 6 и 7 по лекалу до пересечения с окруж­ностью выступов большего колеса, получим эпициклоиду головки.

Чтобы построить полный профиль этого зубца, необходимо по начальной окружности большего колеса отложить толщину зубца s = 24 мм, равную КМ, разделить её пополам (на чертеже середина отмечена штрих-пунктирной линией, выходящей из OI ) и затем симмет­рично построить, справа от этой линии, точки 3', 2', 1', 5', 6' и т. д.

Построение профиля головки зубца малого колеса производится аналогично построению зубца большего. Для вычерчивания остальных зубцов следует разделить начальные окружности на равное число частей, соответственно числу зубцов шестерни. Расстояние между центрами каждых двух смежных зубцов по дуге начальной окружности должно равняться шагу зацепления t.

Упрощённый способ вычерчивания профиля зубца. Этот способ применяется для вычерчивания эвольвентного профиля зубцов зубчатых

колёс с литыми зубцами, а также для указания обработки, размеров элементов зубца на рабочем чертеже зубчатого колеса и т. п. Рассмотрим это построение на примере.


Пусть даны: d = 324 мм, De = 360 мм, Di=280,8  мм, m=18, z=18, шаг t=56,52 мм и s=27мм; требуется вычертить про­филь зубца (фиг. 360). Из центра 0 зубчатого колеса проводим дуги окружностей диаметров d, De и Di . Определяем диаметр ос­новной окружности по формуле: D = d cos 20° = 324-0,94 = 304 мм и строим её. Намечаем на начальной окружности произвольную точку А и откладываем толщину зубца s = 27 мм = АВ. Соединяем точку А с центром 0 и, разделив OA пополам, получим центр O1 Радиусом R, рав­ным OA/2 = d/2 из  центра О1 описываем дугу до пересечения с основной ок­ружностью в точке 02. Из этой

точки радиусом R1 проводим дугу CAE, Сделав из точки В на основной окружности засечку тем же радиусом R1 получим точку 02", из которой описываем дугу ВК. Точки САЕFВК при­надлежат очертанию головки зубца. Ножка зубца строится по прямым линиям, имеющим направление от точек А и В к центру О. Сопряже­ние линий профиля ножки с окружностью впадин выполняется радиу­сом R2, равным 0,2 m. Профиль остальных зубцов строится аналогичным способом. Откладываем по начальной окружности шаг t и толщину зубца s, затем радиусом R1 строим головку зубца и т. д.

Вычерчивание звёздочек цепных передач. Вычерчивание звёздочек аналогично вычерчиванию зубчатых колёс. Наружная окружность, про­ходящая по вершинам зубьев звёздочки, вычерчивается на главном виде сплошной контурной линией, начальная окружность-штрих-пунктирной, окружность впадин—штриховой. На том же виде или отдельно вычерчи­вается профиль звёздочки с нанесением всех необходимых конструктив­ных размеров.

В табл. 22 приведены профили зубьев звёздочек для приводных втулочно-роликовых и втулочных цепей и основные зависимости для их построения.

В табл. 23 приведены данные для звёздочек зубчатых цепей. На фиг. 361 дан конструктивный чертёж звёздочки для втулочно-роликовой цепи.

]]>
[email protected] (Administrator) Зубчатые колеса Thu, 24 Jun 2010 17:28:11 +0000
Червячные зубчатые колеса https://nacherchy.ru/chervyachnie_zubchatie_kolesa.html https://nacherchy.ru/chervyachnie_zubchatie_kolesa.html Червячные зубчатые колёса. Червячные передачи, как уже указы­валось, применяются в случае, когда оси валов перекрещиваются в пространстве. Такие передачи можно применять для любых углов скре­щивания валов. Чаще всего в червячных передачах угол между скрещи­вающимися валами равен 90°.

На фиг. 355 дан образец вычерчивания червячной передачи, а на фиг. 356 и 357 показаны чертежи червячного колеса и червяка с про­ставленными размерами (в размерных линиях).

 

]]>
[email protected] (Administrator) Зубчатые колеса Thu, 24 Jun 2010 17:21:46 +0000
Конические зубчатые колеса https://nacherchy.ru/konicheskie_zubchatie_kolesa.html https://nacherchy.ru/konicheskie_zubchatie_kolesa.html Конические зубчатые колёса. Применяются в тех случаях, когда вращателное движение от ведущего вала к ведомому осуществляется под каким-либо углом, чаще всего под углом 90° (фиг. 353). Особен­ностью конических зубчатых колёс является то, что зубец имеет пере­менный модуль по длине, т. е. на большой начальной окружности он больше, чем на малой. Конические зубчатые колёса принято вычерчи­вать по большому диаметру начальной окружности. В конических колё­сах, в отличие от цилиндрических, на главном виде окружность впадин не вычерчивается.

При изготовлении чертежа конического зубчатого колеса с натуры, по аналогии с цилиндрическими колёсами, измеряют наружный диаметр окружности выступов De, затем определяют модуль m и угол внешнего конуса по выступам зубцов (фиг. 363).

Для этого ставят зубчатое колесо торцом ступицы на разметочную плиту и измеряют высоту зубца h по наружному его торцу. Отклады­вают от окружности выступов по торцу зубца размер, равный h/2.2, и

наносят рейсмасом на всех зубцах риску. Риска пройдёт по начальному диаметру колеса d. Измерив d и поделив его на число зубцов z, определяют модуль m. Полученный модуль может несколько отличаться от стандартного вследствие неточности измерений, и поэтому его округ­ляют до ближайшего стандартного значения модуля. Затем производят вычисление и обмер всех элементов колеса. Диаметр начальной окруж­ности определяют по формуле d = mz. Если известно передаточное число зубчатой пары, т. е. отношение числа зубцов большого колеса z2 к числу зубцов малого z1 то половина угла при вершине начального конуса ?2 большого колеса определится (при угле между осями валов 90°) по формуле

 

tg?2=z2/z1 = i

где i —передаточное число.

Если передаточное число неизвестно, то угол начального конуса можно получить измерением при помощи угломера, использовав для этого ранее проведённую риску. Так же может быть измерен и угол конуса впадин.

При вычерчивании конического зацепления необходимо, чтобы: вер­шины начальных конусов обоих колёс находились на пересечении их осей; в этой же точке пересекались линии, соответствующие начальным окружностям зубчатых колёс.

Чертёж конического колеса и пример нанесения размеров, конст­руктивных и технологических надписей показан на фиг. 354.

]]>
[email protected] (Administrator) Зубчатые колеса Thu, 24 Jun 2010 17:13:01 +0000
Цилиндрические зубчатые ко­лёса https://nacherchy.ru/tsilindricheskie_zubchatie_ko_l_sa.html https://nacherchy.ru/tsilindricheskie_zubchatie_ko_l_sa.html Для передачи вращательного движения овала одного катка к другому необходимо, чтобы между поверхностями цилиндров существовало достаточное трение. Такая передача носит название фрикционной. Однако при больших нагрузках в такой передаче возможны проскальзывания одной цилиндрической поверхности по другой. Для того чтобы избежать проскальзывания и обеспечить постоянство передаточного отношения, поверхности цилиндров снабжают зубцами определённого профиля. Цилиндры с та­кими зубцами носят название цилиндрических зубчатых колёс (фиг. 316). Цилиндрические зубчатые колёса делятся на прямозубые, косозубые, шевронные и винтовые.

Основные обозначения по OCT/BKC 8089, относящиеся к зубчатым зацеплениям цилиндрических колёс, приведены на фиг. 347.

Если коническую поверхность снабдить зубцами, то получим кони­ческое зубчатое колесо (фиг. 348). Как и цилиндрические, конические колёса изготовляются с прямыми, косыми, криволинейными и шеврон­ными зубцами.

Таким образом, зубчатая передача отличается от фрикционной тем, что в ней ведущее и ведомое кол?са имеют той или иной формы зубцы,

которые, находясь в зацеплении между собой, передают вращение от ведущего вала к ведомому. Помимо привед?нных зубчатых передач (фиг. 346 и 348) в машиностроении также широко применяются червячные передачи, в которых передача вращательного движения осуществляется посредством червяка (винта), находящегося в зацеплении с цилиндрическим червячным коле­сом (фиг. 349).

Передача между параллельными валами осуществляется цилиндри­ческими зубчатыми колёсами; при пересекающихся валах применяются конические колёса. Передача между скрещивающимися валами осуще­ствляется винтовыми колёсами или червячной парой.

Цилиндрические зубчатые ко­лёса. Вычерчивание цилиндриче­ских зубчатых колёс производится по ГОСТ 3460-46. Зубцы колёс вы­черчиваются тремя условными ок­ружностями (фиг. 347): окружно­стью выступов, впадин и начальной окружностью.

Окружность выступов De вы­черчивается сплошной контурной линией, проходящей по кромкам выступов зубцов; окружность впа­дин Di — штриховой линией, про­ходящей по основанию зубцов; на­чальная окружность d — штрих- пунктирной линией, являющейся делительной окружностью при по­строении профиля зубца.

Начальная окружность проходит между окружностями выступов и впадин и делит зубец по высоте на две части. Верхнюю часть h1 назы­вают головкой зубца, а нижнюю h2—ножкой. Таким образом, полная высота зубца h=h1+h2 (фиг. 347).

Размер зубца s по начальной окружности называют толщиной зубца, а расстояние sв, измеренное по дуге начальной окружности,—шириной впадины. Сумму s + sв=t называют шагом зацепления. В зубчатых зацеплениях зависимость между шагом t, числом зубцов z и диаметром начальной окружности d выражают формулой

d=t/? z.

Отношение шага t к числу ? называется модулем зацеплений, т. е. t/?=m, и тогда предыдущая формула примет вид

d = tnz.

Отсюда модуль можно выразить как отношение диаметра начальной окружности d к числу зубцов z, т. е. d/z = т. Модуль является основ­ным параметром зубчатых зацеплений. Высоту головки и ножки зубца выражают также через модуль. В прямозубых колёсах чаще всего при­нимают следующие соотношения: h1 = m; h2 = 1,2 m. В косозубых й шевронных колёсах часто принимают h1=0,8 m.

Модули зубчатых передач стандартизованы. ОСТ 1597 устанавливает следующие модули: 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,25; 2,5; (2,75); 3; (3,25); 3,5; (3,75); 4; (4,25); 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18; 20; 22; 24; 26; 28; 30; 33; 36; 39; 42; 45; 50; последующие через 5 мм.

П p и м e ч а н и е. Модули, взятые в скобки, по возможности не применять.

На практике, при составлении чертежа с натуры, измерение диаметра начальной окружности d представляет некоторую трудность, поэтому определение его производится измерением диаметра выступов зубцов De.

Зная наружный диаметр (выступов), можно определить диаметр начальной окружности по уравнению

De =d + 2h1

Принимая d = mz и h1 = m, получим De = mz + 2m = m (z + 2), откуда определится модуль т. По модулю и числу зубцов находится d.

Диаметр окружности впадин Di определится из уравнения

Di = d—2h2 = m (z—2,4)

или

 

Di = De - 2h = m (z-4,4).

Следовательно, для вычерчивания зубчатого колеса необходимо знать лишь размеры: d, De, Di . Остальными конструктивными размерами t, s, m пользуются при вычерчивании профиля зубцов, шаблонов для проверки шага зацепления и вдругих случаях. Так как все эти величины могут быть выражены через число зубцов и модуль, то для вычерчива­ния зубчатого колеса необходимо иметь две величины: число зубцов z и модуль m.

Пусть для примера даны: z=12 и m = 15. Требуется определить d, De, Di .

Пользуясь приведёнными выше формулами, определяем: d= mz = 15 • 12=180 мм;

De = m(z+ 2) = 15(12 + 2) =210 мм;

Di = De —2 • 2,2 m = 210 - 2 • 2,2 - 15 - 144 мм.

При вычерчивании зубчатого колеcа с натуры необходимо измерить диаметр окружности De и посчитать число зубцов. Остальные элементы зубцов определяются по формулам.

Пусть измеренный диаметр De =252 мм, число зубцов z= 16, тогда

m=De/(z+2) = 252/(1602)= 14 мм;

d = mz = 14 • 16 = 224 мм;

Di = De —2 - 2,2 m = 252-2 - 2,2 • 14 = 190,4 мм или Di = d - 2,4 m = 224—2,4 • 14 = 190,4 мм.


При вычерчивании зубчатого зацепления необходимо, чтобы началь­ные окружности имели точку касания на линии центров зубчатых колёс. Между окружностями выступов и впадин остаётся радиальный зазор, равный 0,2 т. Зубцы, попавшие в разрез, вычерчиваются нерассечёдными. На фиг. 350, 351 и 352 приведены изображения цилиндрических зубчатых колёс с простановкой размеров (размерны милиниями) и с необходимыми конструктивными и технологическими надписями.